Заказать звонок

А у нас в Астане газ, а у вас?!?

Исполнился год с того момента, как была запущена в эксплуатацию первая в Казахстане станция регазификации сжиженного природного газа «Туран». В рамках контракта, подписанного в декабре 2016 года компаниями «Газпром экспорт» и «Global Gas Group», с целью топливного обеспечения столицы в Астану автомобильным транспортом доставляется СПГ. О ходе и промежуточных итогах проекта «Astana LNG 2020» мы побеседовали с директором «Global Gas Regazification» Панаетом Саулиди.

Уже год прошел с момента запуска вашей первой станции регазификации. Давайте подведем промежуточные итоги.

Да, действительно, 8 февраля был год со дня ввода в эксплуатацию станции регазификации Туран. За это время мы многому научились, получили реальный опыт в эксплуатации новой для Казахстана технологии СПГ, выстроили весь бизнес-процесс таким образом, что нам удается осуществлять газоснабжение объектов в Астане без перебоев и аварий.

Безусловно, мы предусматривали риски, которые влекут за собой климатические особенности северного региона Казахстана. В отопительном сезоне 2017-2018 гг. мы сталкиваемся с критически низкими температурами, с буранами и успешно решаем все возникающие задачи.

В течение года возникали какие-либо поломки, сбои поставок?

На протяжении всего времени сотрудничества российские партнеры показывают себя с лучшей стороны. Учитывая тот факт, что это уникальная для Казахстана и новая для нас технология, мы получили ценный совместный опыт в ее использовании, работе с криогенными жидкостями, и я, в целом, удовлетворен результатами.

Станция «Туран» работает сегодня на 20% своей мощности.Завершая первый отопительный сезон, мы можем с уверенностью сказать,что мы готовы полностью газифицировать Астану, в разы увеличив масштабы проекта и построив еще 5 станций на территории города.

Мы будем масштабировать полученный опыт на другие регионы Казахстана, с самого начала включенные в перечень целевых территорий для газификации.

Вы можете назвать некоторые параметры проекта: общий объем поставок, количество единиц техники и штат сотрудников и т.д?

Сегодня над проектом трудятся более 70 специалистов, обладающих значительным опытом в газификации и газоснабжении: в сфере их компетенций строительство, производство, транспортировка, логистика, регазификация, газомоторное топливо и другие смежные области знаний.

16 автопоездов с криоцистернами ежедневно доставляют сжиженный природный газ к комплексу «Туран» для его дальнейшей регазификации. Ко 2 февраля 2018 мы поставили 5 миллионов кубических метров товарного газа нашим потребителям. На данный момент к ним относятся Назарбаев Университет, Университет обороны и Национальный космический центр Ғарыш Сапары. В ближайшее время к подключению к единственному в Астане газопроводу готовятся группа государственных спортивных учреждений, расположенных по проекту Туран. Готов к запуску в эксплуатацию новый комплекс регазификации «Бурабай», который расположен на территории природного заповедника Боровое.

За это время вы собирались газифицировать более 5 крупных государственных объектов в Астане, ввести в эксплуатацию вторую станцию. Что из этого было реализовано и когда будет?

Скажу откровенно, объем потребления природного газа за это время мог быть значительно больше. Как я уже говорил, на сегодняшний день станция загружена только на 20% от ее потенциальной мощности.

Это связано уже с нежеланием помогать и, в некоторых случаях, с полным бездействием со стороны местных исполнительных органов. Несмотря на то, что природный газ является абсолютно конкурентоспособным топливом (в сравнении с мазутом и дизелем), предприятия очень неохотно ведут переговоры о переводе котельных на этот экологичный и более дешевый вид топлива. Между тем, группа компаний «Global Gas Group» ведет активную деятельность по привлечению потребителей, оказывая бесплатное проведение работ по проектированию, строительству газопроводов и даже приобретению нового оборудования для котельных, о чем неоднократно было упомянуто на отраслевых и городских советах. Даже учитывая все вышесказанное, Акиматом были приняты меры только «на бумаге».

А как обстоят дела с самым «больным местом» для жителей Астаны? Вы планировали подготовить к газификации частный сектор.

Касательно газификации частного сектора, то в настоящий момент проект государственно-частного партнерства находится в процессе рассмотрения у соответствующих государственных органов. В случае согласования и подписания договора о ГЧП, мы уже в текущем году готовы приступить к газификации частного сектора столицы.

Как любой флагманский проект, вы должны предвидеть и нейтрализовать множество рисков. С какими трудностями вы сталкиваетесь в ходе развития проекта?

Слухи про строительство магистрального газопровода – один из основных аргументов, которым компетентные в энергетических вопросах органы прикрывают свое бездействие. Подчеркну, что наш проект значительно способствует приходу магистрального газопровода, подготавливая инфраструктуру города и региона к газоснабжению при помощи магистрального трубопровода.

Не смотря на очевидные преимущества проекта «Astana 2020», не смотря на поддержку, высказанную главой государства, увы, мы сталкиваемся, зачастую, с отсутствием помощи и поддержки на местах. Многие инициативы останавливаются чиновниками, в кабинетах которых большинство писем оседают мертвым грузом. К сожалению, я должен констатировать, что такое бездействие даже где-то граничит c саботажем развития реального сектора экономики.

В нашем проекте теме развития рынка газомоторного топлива уделяется значительное внимание. На Всемирной выставке «EXPO» мы отработали небольшой проект совместно с коллегами из Узбекистана: они привозили четыре пассажирских автобуса, работающих на компримированном газе (КПГ). Мы в свою очередь поставили пилотную заправку LCNG: хранится газ в виде СПГ, а заправка осуществляется в виде КПГ. Все три месяца заправляли эти автобусы, которые обслуживали участников и гостей выставки.

Еще один проект отработали совместно с партнерами из России в Акмолинской области. Два автобуса проходили месяц по г. Кокчетав в режиме тест-драйв, где, после переговоров и приобретения транспорта, мы готовы установить заправочный комплекс.

Могу сказать, что Акиматы многих городов проявляют интерес к тому, чтобы коммунальную технику и пассажирский транспорт переводить на газ. Такой диалог идет, положительный исход которого позволит достичь значительных результатов как с точки зрения большой экономии денежных средств, так и улучшить экологическую обстановку на территории государства.

Плавно мы подошли к вашим планам. Вероятно, они претерпели за этот год некоторые изменения.

Стратегически они не изменились. Мы по-прежнему нацелены переводить предприятия с дизельного топлива на природный газ, газифицировать весь частный сектор Астаны и северных регионов нашей Республики, а так же активно развивать направление газомоторного топлива. Безусловно, мы, по-прежнему, намерены улучшать экологическую ситуацию в столице и в регионе в целом: вопрос этот особо актуален в пик отопительного сезона, когда в безветренную зимнюю погоду катастрофически сложно дышать.

Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний момент сложилась уникальная возможность в обеспечении газом нуждающихся регионов. Во-первых, существует острая в этом необходимость, этого никто не будет отрицать, верно? Во-вторых, существуют государственные инструменты, разграничивающие зоны ответственности и право собственности в вопросе государственно-частного партнерства. В-третьих, есть компания, которая уже имеет опыт успешной реализации первого этапа значимого проекта для государственного топливно-энергетического комплекса.

Сегодня мы можем прогнозировать для столицы экономическую выгоду для бюджета не менее 5 млрд тенге ежегодно, если экстраполировать реальную экономию бюджета, полученную Назарбаев Университетом за прошедший год, на перспективу выхода КРСПГ «Туран» на 100% своей мощности. Я имею в виду перспективу, когда станция «Туран» будет снабжает газом количество потребителей, достаточное для выхода комплекса на полную производственную мощность.