Заказать звонок

«Global Gas Group»: природный газ не должен быть «привилегией»

Олег Юрьевич на стуле.jpgГенеральный директор Global Gas Group
Олег Юрьевич Гончаров

На сегодняшний день больше половины жителей Казахстана не имеют доступа к природному газу. «Привилегия» использования «голубого топлива» есть только у 42% населения в 9 регионах страны, это около 7 млн. жителей. Для решения этой проблемы власти республики разработали Генеральную схему газификации РК на 2015-2030 годы. Более актуальным этот вопрос стал после подписания Парижского соглашения, а также взятых Казахстаном обязательств по сокращению выбросов на 15% к 2020 году от уровня 1990 года.

Помимо этого, природный газ дешевле, экономичней и безопасней других видов топлива. В этой связи, все чаще правительства различных государств прибегают к широкому использованию сжиженного природного газа (СПГ). Его основные страны-потребители - Япония, Южная Корея, Испания, Франция, США, Китай и Индия.

В этом году в Казахстане введут в эксплуатацию первую станцию регазификации СПГ, предназначенную для обеспечения газоснабжения потребителей отдельных районов Астаны. Проект реализует группа компаний Global Gas Group. В этой связи мы обратились к генеральному директору компании Олегу Гончарову, чтобы выяснить детали и подробности проекта, а также его взгляд на особенности газификации в Казахстане.


- Расскажите, пожалуйста, о проекте. Где он будет реализовываться?

Проект комплексной газификации на базе сжиженного природного газа для г.Астаны и северных регионов Казахстана разрабатывался нами несколько лет. Конечно, начать мы решили со столицы, как с флагмана применения инноваций и новых технологий.

Совместно с российскими коллегами из Газпрома, уже имеющего соответствующий опыт реализации подобных проектов, мы разработали программу комплексного внедрения СПГ, ориентированную на газоснабжение регионов, удаленных от магистральных трубопроводов, а также в районах, где строительство магистралей экономически или технологически не эффективно (от авт. - северные регионы РК).

Вся программа, рассчитанная на 4 города со всеми станциями регазификации и соответствующей инфраструктурой, предполагает объем инвестиций порядка 900 млн. долл.

В Астане, в первую очередь, газификацией будет охвачен район в квадрате улиц: проспект Туран – ул. Керей и Жанибек хандар – ул. Орынбор – проспект Кабанбай батыра. Вторая очередь предусматривает строительство регазификационных комплексов мкр. Коктал, Тельмана и Индустриальной зоны.

- У каждой компании есть свои цели. Какие цели преследуете Вы?

Прежде всего, я хотел бы отметить, что, помимо коммерческой составляющей, проект призван решить ряд задач социально-экономического развития страны. В этом смысле можно выделить три основные цели. Первое это, конечно помощь людям, ведь использование газа это не только экономия и экология, но и простота, удобство в применении, отсутствие отходов сгорания (золы, дыма), отсутствие необходимости в организации специальных мест хранения и утилизации продуктов сгорания. Второе, перевод автотранспорта на газомоторное топливо как наиболее экологически чистый энергоноситель. И третье, это содействие развитию агропромышленного комплекса.

Потенциальный объем рынка газа северного Казахстана с перспективой развития до 2025 года приблизительно оценивается в 2,5 млрд. куб. метров в год. Наша цель из этого рынка обеспечить как минимум 40-45% к 2021 году.

- Почему применение СПГ сейчас так популярно в мире? В чем его преимущества?

Сама по себе технология использования СПГ - это эффективное решение вопросов транспортировки и хранения природного газа, и она является новой, относительно традиционных способов поставки природного газа. Основные преимущества – это  экономическая эффективность применения, безопасность, широкий спектр возможностей использования, скорость создания инфраструктуры.

Например, строительство только магистральной трубы до Астаны и сопутствующей ей газовой инфраструктуры предполагает значительные инвестиции, по предварительным расчетам составляющие около 1,3 млрд. долларов, и это, не считая стоимости возведения городских распределительных сетей. Кроме того, это займет существенный временной период.

В то время как процесс организации поставки потребителям природного газа на базе СПГ, включающей строительство инженерных коммуникаций, в разы дешевле, и быстрее.

- Скажите, насколько безопасно использование СПГ?

СПГ является безопасным продуктом, он не горюч и не взрывоопасен, т.к. хранится в емкостях с давлением, близким к атмосферному. В случае утечки – мгновенно испаряется и улетучивается.

- Сегодня Казахстан нацелен на перевод транспортных средств на газомоторное топливо, но пока, мы чувствуем нехватку газа и заправочных станций, способна ли Ваша компания с помощью технологий СПГ помочь в решении этой задачи?

Это одно из наших направлений. Заправочные комплексы, которые предлагает компания «Global Gas Group», могут представлять собой не только стационарные АЗС, но и передвижные мобильные модули. Они не требуют больших капиталовложений и могут размещаться непосредственно на предприятиях, использующих природный газ в качестве  топлива, например, в автопарках. Одна цистерна позволяет заправить около 100 автобусов, после чего производится пополнение или замена цистерны на полную.

Хочу отметить, что на постсоветском пространстве инфраструктура для использования СПГ практически отсутствует. Именно поэтому пилотный проект в Астане очень важен как наглядный пример эффективного комплексного применения сжиженного природного газа.

К слову, спектр применения СПГ в мире постоянно расширяется. Автомобильный транспорт начинает использовать СПГ не только на заправках, но и непосредственно как способ хранения в баке транспортной единицы. Железнодорожный транспорт, энергетика, когенерация – вот далеко не полный перечень возможных сфер перспективного использования СПГ.

Конечно, основным направлением развития использования СПГ в качестве газомоторного топлива, является муниципальный транспорт - специализированная строительная, дорожная техника, пассажирский автотранспорт. Кроме того, перспективным направлением являются международные перевозки по Шелковому пути, а также использование СПГ на большегрузных автотранспортных средствах, используемых для работы на карьерах.

Есть примеры применения СПГ на железнодорожном транспорте в Российской Федерации. В частности, в Свердловской области успешно были проведены и завершены испытания локомотивов, использующих в качестве топлива СПГ. В 2017 году планируется начать серийный выпуск газотурбовозов. Немаловажным и актуальным, особенно для наших северных регионов, является тот факт, что СПГ легко может быть использован при низких температурах воздуха. В то время как применение в таких условиях других видов топлива является достаточно затратным, а при аномально низких температурах - попросту невозможным.

- Вы говорили, что одной из Ваших целей является содействие развитию казахстанского агропромышленного комплекса. А в чем оно заключается?

Зерновики Казахстана сегодня теряют до 20% от экспортной цены на зерно из-за отсутствия или ограниченной возможности продажи продукта по высшей категории. Компании, работающие с дизельными зерносушилками, знают, что это оборудование имеет ряд минусов: высокие (до 35%) потери КПД в теплообменнике, возможность попадания дизельного топлива на зерно, а также запаха (при работе без теплообменника), что ведет к потере качества и, в итоге, снижению стоимости продукта.

Также существующее оборудование зачастую не обеспечивает равномерную просушку, и чтобы при продаже урожая не потерять в цене из-за влажности, приходится сушить дополнительное время. Сушилка же, работающая на природном газе, способна облегчить и ускорить процедуру сушки зерна, исключить такие негативные факторы как «запах дизеля», а значит и погрешности, влияющие на снижение стоимости продукта.

Учитывая, что республика осуществляет продажу зерна миллионами тонн, это повлечет не только экономию в части производственных затрат, но и значительные дополнительные доходы. И, что немаловажно, позитивно отразится на репутации государства как поставщика качественного продукта. Так же перевод сельскохозяйственной техники на природный газ, несомненно, благоприятно скажется на себестоимости продукции.

- Насколько я понимаю, Ваша компания будет поставлять газ в Казахстан из России. Возможно ли организовать производство на территории Казахстана?

На данном этапе этот вопрос пока не обсуждался, поскольку производство СПГ требует развития рынка потребления, а так же индустрии по производству оборудования для сжижения и хранения СПГ. Такое решение будет оправдано при соответствующем уровне внутреннего потреблении, что конечно относится к долгосрочной перспективе.

Подобное производство можно организовать и на территории Казахстана, однако для его размещения, необходимы определенные технические условия и параметры газораспределения. Важно понимать, что наша компания первоначально ставит цели, заключающиеся в создании инфраструктуры и обеспечении в ближайшее время природным газом потребителей севера страны. ПАО «Газпром» со своей стороны оказывает нам содействие в решении таких задач, а именно, предоставляет возможность приобретения и поставки в заявленных объемах необходимого СПГ.

В Казахстане неоднократно пытались поставить подобные заводы, в том числе китайские компании, например, в Костанае, где есть магистральный трубопровод. Однако расчетная стоимость выпускаемого СПГ оказалась выше, чем цена, по которой компания «Global Gas Group» готова продавать газ конечному потребителю в Астане.

- Вы готовы к партнерству с государством и другими компаниями?

Безусловно. На сегодняшний день нашей компанией уже осуществляется финансирование работ по внедрению разработанной программы. Хотел бы отметить, что в целом разработанный «Global Gas Group» проект базируется на действующей бизнес-модели, предполагающей применение финансовых инструментов и мер государственной поддержки, предусмотренных законодательством РК. Реализуемый проект пока финансируется за счет собственных средств нашей компании, но в тоже время нас очень вдохновляют новые подходы к финансированию проектов, анонсированные руководителем БРК Болатом Жамишевым.

Мы уверены, что сейчас реализация проектов аналогичных нашему предполагает появление новых инструментов и подходов к проектному финансированию, а также активное содействие институтов развития продвижению технологичных перспективных проектов, поскольку при активной поддержке со стороны заинтересованных инвесторов и государства реализовать этот проект можно быстрее.

У нас есть большое желание реализовать этот проект. И мы, конечно, готовы к сотрудничеству и с государством, и с государственными и квази-государственными компаниями, а также другими участниками рынка. Нас, прежде всего, заботит проект и качество и сроки его реализации. Природный газ не должен быть «привилегией», возможность его использования должны, по-нашему мнению, получить все регионы Казахстана и конечно столица нашего государства, стремящаяся использовать передовые инновационные, технологичные и, в то же время, экологически благоприятные решения.